Сергей Свириденко, старший инспектор ОАО «Омскгоргаз» по работе со службой судебных приставов.
В практике работы с должниками перед каждой организацией, оказывающей коммунальные услуги, встает вопрос, что эффективнее — жесткость мер, применяемых к должникам, или их методичность и неотвратимость? Конечно, отключение от газоснабжения очень действенно. Сам визит сотрудников газовой службы с целью проведения этой процедуры оказывает на неплательщиков сильное воздействие, и в большинстве случаев средства на оплату долга находятся тут же. Ведь должник понимает, что помимо возмещения долгов ему в таком случае придется потом платить и за подключение газа. Между прочим, немалые выходят суммы.
Впрочем, такая мотивация на возврат долгов имеет и свои минусы. А что, если какой-нибудь отключенный неплательщик вздумает самостоятельно присоединить свою плиту к внутридомовому газопроводу? Омскгоргаз как социально ответственная организация заботится прежде всего о безопасности своих клиентов, подавляющее большинство которых – жители многоквартирных домов. К тому же отключение невозможно, когда в общежитиях или малосемейках одной плитой пользуются несколько абонентов. Лишить добросовестных плательщиков из-за одного должника доступа к ресурсу, естественно, мы не имеем права. Омскгоргазу пришлось разрабатывать свои ноу-хау в работе с должниками. Так, в 2010 году была создана специальная группа по работе со службой судебных приставов.
Ее появление было обусловлено, на мой взгляд, ростом общего числа должников в 2008 и 2009 годах. Хотя в большинстве случаев величина каждого конкретного долга была не столь значительной – одна, две тысячи рублей, суммарно эти «копейки» формировали солидную дебиторскую задолженность, мешающую нашей организации нормально развиваться.
Во-вторых, процедура возврата долгов была слишком растянута во времени. Так, законодательство до последнего времени, по сути, разрешало нашему абоненту пользоваться газом, не оплачивая ресурс в течение 6 месяцев. Определенное время занимала и необходимая процедура подготовки к подаче иска на «физлицо» в суд за долги. После вступления решения суда в законную силу исполнительные листы направлялись в службу судебных приставов. И здесь реализация исполнительного производства существенно тормозилась: слишком уж велика нагрузка на сотрудников этого ведомства.
Поэтому одной из основных задач нового подразделения стало как раз налаживание сотрудничества со службой судебных приставов с целью повышения оперативности взыскания задолженности. Кстати, положительным моментом для нас стал и тот факт, что теперь согласно изменениям в законодательстве о ЖКХ должником человек считается после неоплаты в течение всего 3 месяцев.
Вот несколько цифр. В 2011 году, после выигранных Омскгоргазом судебных процессов, в наше подразделение поступили в работу порядка 7530 исполнительных листов в отношении физических лиц, не оплативших поставку газа. 4760 из них переданы в службу судебных приставов.
Параллельно 580 листов мы самостоятельно направили для удержания из доходов должника. Законодательство РФ дает нам как взыскателю право обращаться с этой целью в отделения Пенсионного фонда, в учебные заведения, в места не столь отдаленные и другие организации. Долг на законном основании может быть взыскан из пенсии, стипендии, заработка, в том числе и с того, что государство платит заключенным.
Мы стараемся всеми возможными способами разъяснять гражданам, из чего формируется их задолженность и как ее грамотно погасить. Так, должник, прошедший процедуру суда, помимо суммы долга в конечном итоге обязан заплатить госпошлину. Если заведено исполнительное производство, то есть документы направлены в службу судебных приставов, плюсуется исполнительский сбор в размере 7 процентов от суммы долга, но не меньше 500 рублей. По этой схеме при долге в 1000 рублей должник платит вдвое больше.
Иногда возникает ситуация частичной оплаты долга. Когда ответчик, проиграв в суде и понимая, что рассчитываться все равно придется, срочно погашает сумму основного долга за газ, но забывает о госпошлине. Таким гражданам мы посылаем письма с напоминанием о добровольном погашении оставшейся задолженности. 80 процентов адресатов после получения таких писем добровольно погашают оставшуюся задолженность.
Разъяснительная работа, которую проводит наша группа, очень хлопотная, но эффективная. Например, в 2011 году добровольно (без направления в службу судебных приставов) погашены почти 1600 исполнительных листов.
Если же оценивать эффективность всех направлений работы группы, а это и проведение совместных с судебными приставами рейдов по описи имущества должников, цифры получаются следующие: Омскгоргазу возвращено порядка 6 млн рублей.
Все больше и больше абонентов понимают, что аккуратность и своевременность оплаты – лучший способ избежать неприятной, психологически тягостной судебной процедуры, последующего исполнительного производства и оплаты всех судебных затрат.
Даже если задолженность по тем или иным обстоятельствам возникла, Омскгоргаз идет навстречу абоненту – может предоставить гибкую систему рассрочки погашения долга.
У нас уделяют большое внимание и профилактике возникновения задолженности у населения. К этому направлению относится создание новых сервисов, позволяющих любому абоненту в удобном для него режиме своевременно проводить оплату за поставленный ресурс. Например, через платежные терминалы сети «Апельсин» и QIWI или с помощью кредитных карт. Пока это новая для нас практика, но, уверен, в ближайшее время она окажет положительное воздействие на снижение дебиторской задолженности населения перед Омскгоргазом.